Экспертная разработка и сопровождение 1С

Внедрение программных продуктов 1C

Покупка программного продукта не отделима от процесса его внедрения на предприятии. При создании информационной системы конечным результатом является система автоматизации, построенная на основе выбранной программы.

Проект внедрения состоит из нескольких этапов. В зависимости от решаемых задач и особенностей организации бизнес-процессов, некоторые этапы могут быть пропущены, выполнены частично или выполняться параллельно. Также не обязательно автоматизировать сразу все бизнес-процессы. По мере необходимости можно постепенно расширять масштабы автоматизации, создавая единую систему управления.

Комплекс работ по внедрению включает: изучение и описание бизнес-процессов, проектирование системы, при необходимости разработка дополнительных возможностей, обучение пользователей.

Для типовых задач и бизнес-процессов внедрение может быть ограничено установкой программных продуктов, типовыми настройками, вводе начальной информации, обучении сотрудников. Сразу после этого можно начинать вести учет. При отсутствии описания бизнес-процессов, общие функциональные настройки программы выполняются бизнес-аналитиком по приниципу "наилучших практик". В процессе обучения по мере выявления потребностей настройки могут быть скорректированны.

1. Диагностика или Экспресс-обследование

Выполняется знакомство с деятельностью и спецификой предприятия, задачами, которые предполагается решить с помощью автоматизации. Составляется перечень требований к программному обеспечению. Проводится демонстрация возможностей типовых программных продуктов 1С, подходящих для решения поставленных задач. Согласовывается план внедрения.

Цели этапа:

  • Определить основные требования и бизнес-процессы, подлежащие автоматизации.
  • Сформулировать цели проекта.
  • Подобрать программные продукты оптимально подходящие по функциональным характеристикам.


Результаты этапа:

Предварительные план и стоимость проекта.

2. Анализ требований и описание основных бизнес-процессов *

Выполняется детальное изучение бизнес-процессов, включенных в проект. Собирается информация о том, что именно выполняют сотрудники на каждом рабочем месте, как они взаимодействуют и в какой последовательности. Изучаются документы, регламентирующие деятельность компании: инструкции, технологические карты, положения и т.д.

Изучение и описание каждого процесса выполняется по блокам:

  • Планирование деятельности (например, планирование производства готовой продукции)
  • Осуществление деятельности (собственно выполнение работы, например изготовление продукции)
  • Регистрация фактической информации по выполнению процесса (производственный, управленческий и бухгалтерский учет)
  • Контроль и анализ исполнения плана
  • Принятие управленческих решений

Определяются критерии успешного внедрения. Продолжительность этапа, в зависимости от сложности задач и масштаба внедрения, может составлять от нескольких дней до нескольких недель.

Цели этапа:

  • Обеспечить понимание структуры организации, динамики происходящих в ней процессов, текущих проблем и возможностей их решения.
  • Сократить вероятность пропуска какой-либо важной операции или важной функции при переходе на новую систему.
  • Подготовить базу для выполнения этапа "Проектирование".


Результаты этапа:

Формализованное описание требований и основных бизнес-процессов.
План-график проекта, уточнение стоимости и границ проекта.

* Основные бизнес-процессы - добавляющие ценность, т.е. ориентированные на производство товаров или оказание услуг, составляющих основную деятельность организации и обеспечивающие получение дохода.

3. Проектирование

Выполняется моделирование и демонстрация выполнения процессов в новой системе. Демонстрационный пример готовится на основе описания бизнес-процессов с использованием ограниченной выборки реальных данных. Параллельно проводится первичное обучение участников проектной группы Заказчика.

Если в процессе моделирования обнаруживаются расхождения типового функционала с требованиями, выполняется анализ расхождений, определяется и согласовывается оптимальный способ их устранения - доработки продукта или изменения в существующих бизнес-процессах. При необходимости составляется техническое задание на разработку.

Цели этапа:

  • Выявить функциональные несоответствия и определить способ их устранения.
  • Ознакомить участников проектной группы заказчика с порядком выполнения процессов в новой системе.
  • Убедиться, что специалисты Заказчика и консультанты одинаково понимают цели и задачи проекта.


Результаты этапа:

Модель системы, в которой реализованы операции автоматизируемых процессов, не требующие доработок.
Техническое задание на разработку (при необходимости).
Сценарий приемки нового функционала программы (при необходимости).

4. Разработка

Выполняется реализация требований технического задания. Готовые разработанные модули передаются на функциональное тестирование, проводимое командой консультантов совместно со специалистами Заказчика. Выполняется подготовка пользовательской документации.

Цели этапа:

  • Устранить выявленные на предыдущем этапе функциональные несоответствия.


Результаты этапа:

Реализация дополнительных функций системы.
Подготовка инструкций пользователям.

5. Заполнение информационной базы начальными данными

Выполняется наполнение информационной базы нормативно-справочной информацией, необходимой для начала ведения учета. Переносятся из старых учетных систем или вводятся вручную начальные остатки.

Этап выполняется совместно со специалистами Заказчика и параллельно со следующим этапом - "Обучение пользователей".

Цели этапа:

  • Подготовить систему к вводу в промышленную эксплуатацию.


Результаты этапа:

Пользователи обучены работе с нормативно-справочной информацией.
Система заполнена данными для начала ведения учета.

6. Обучение пользователей

Выполняется обучение пользователей. Моделируется совместная работа пользователей в системе. Проверяется соответствие подготовленной системы поставленным задачам. Исправляются выявленные ошибки. Определяется срок и порядок перехода к промышленной эксплуатации.

Цели этапа:

  • Достичь уверенного знания пользователями порядка выполнения своих функций в новой системе.


Результаты этапа:

Пользователи готовы к работе в новой системе.
Система признана готовой к эксплуатации.
План и срок перехода к промышленной эксплуатации.

7. Ввод в эксплуатацию и гарантийное сопровождение

Ввод в эксплуатацию выполняется в соответствии с планом перехода. После запуска системы обеспечивается присутствие консультантов команды проекта у Заказчика на протяжении определенного времени. Гарантийное сопровождение завершается после успешного закрытия первого месяца эксплуатации программы. Успешным закрытием считается выполнение всех регламентных операций закрытия месяца (расчет себестоимости, распределение доходов и расходов, получение финансового результата и пр.)

Цели этапа:

  • Начать промышленную эксплуатацию новой системы.
  • Проконтроллировать корректность работы системы и пользователей, а также оперативно оказать помощь пользователям при возникновении непредвиденных ситуаций.


Результаты этапа:

Выполнены все задачи проекта.

8. Оценка результатов проекта

Подведение итогов. После закрытия проекта проводится совместный анализ результатов проекта. Работа, проделанная в ходе проекта, позволяет специалистам и руководителям предприятия по-новому взглянуть на свои бизнес-процессы и, возможно, выявить направления дальнейшего совершенствования, которые могут быть реализованы в будущем.

Цели этапа:

  • Оценить полноту решения задач и достижения целей проекта.
  • Выработать перспективный план дальнейшего развития и взаимодействия.


Результаты этапа:

План мероприятий по дальнейшему развитию системы.
Договор о сопровождении системы.
 

Как любой проект, проект внедрения системы автоматизации имеет определенные риски.  

Успешность проекта внедрения зависит от многих факторов, в том числе:

1. Правильная постановка задач и целей автоматизации. Цели должны быть максимально точными, понятными обеим сторонам (исполнителю и заказчику), иметь критерии достижимости и сроки достижения. Большинства проблем можно избежать, если правильно определить цели и выполнить постановку задач, решение которых приведет к достижению целей.
2. Подробное описание бизнес-процессов.  Качественное и подробное описание бизнес-процессы ускоряет внедрение и снижает количество ошибок во время внедрения. Описание является основой для проектирования будущей системы автоматизации.
3. Правильно подобранные программные продукты.  Система должна легко адаптироваться под специфику деятельности предприятия. Слишком большое количество программных доработок затягивает проект, увеличивает бюджет, привносит риски не завершения.
4. Квалификация специалистов. В проекте не должно быть случайных людей. Как со стороны исполнителя, так и со стороны заказчика.
5. Готовность персонала к изменениям.  Важна личная заинтересованность каждого сотрудника, участвующего в проекте и активная поддержка высшего руководства компании. Сопротивление персонала - одна из наиболее частых причин затягивания сроков проекта.
6. Реалистичные сроки. При планировании сроков необходимо учитывать ресурсные возможности персонала исполнителя и заказчика.
7. Подготовленная техническая база. Должны быть исключены аппаратные и системные причины сбоев или низкой производительности внедряемой системы.
8. Тщательно проведенная опытная эксплуатация.  Важно чтобы функциональность системы полностью соответствовала требованиям предприятия или по крайней мере не содержала критических несоответствий на момент ввода в рабочую эксплуатацию.
9. Ввод системы в рабочую эксплуатацию.  Реализация этого этапа означает завершение проекта и чем легче проходит ввод в эксплуатацию, тем успешнее считается внедрение.

Результаты успешного внедрения:

  • Значимое улучшение качества бизнес-процессов.
  • Простое и удобное отслеживание ключевых показателей работы предприятия на всех уровнях управления.
  • Получение адекватной и своевременной информации о работе предприятия.
  • Повышение контролируемости бизнеса, включая контроль полноты отражения хозяйственных операций.
  • Получение исчерпывающей информации о формировании себестоимости товаров, готовой продукции, работ. 
  • Получение аналитических отчетов с требуемой детализацией и информативностью.
  • Согласованная работа служб предприятия.
  • Уменьшение простоев пользователей и оборудования, повышение эффективности работы, снижение пользовательских ошибок.
  • Стабильная работы системы, без бесконечных исправлений и перепроведений документов.
  • Сотрудники с удовольствием работаю в системе, новые быстро адаптируются.