Нормализация нормативно-справочной информации
Нормализация нормативно-справочной информации является процессом приведения данных к определенным стандартам и установлением правил, которые помогают обеспечить единообразие и точность информации в справочниках. Это позволяет снизить дублирование данных, обеспечить целостность и структурированность информации, улучшить процессы анализа и принятия решений.
Обращайтесь к нам! Мы знаем как выполнить нормализацию правильно и без потери данных!
Время, необходимое для выполнения нормализации зависит от исходных данных:
- Объем данных
- Качество и состояние данных
- Сложность правил нормализации
- Необходимость приведения к единому справочнику данных из разных информационных систем
Наличие опытных специалистов и использование соответствующих инструментов и программного обеспечения ускоряет процесс нормализации.
Учитывая эти факторы, точно определить время, затрачиваемое на процедуру нормализации, сложно. В некоторых случаях процесс может занять несколько дней или недель, особенно если требуется обработка больших объемов данных или сложные трансформации. В других случаях, когда данные уже достаточно чистые и требуется только небольшая структуризация, процесс может быть завершен за несколько часов или дней.
Мы выполняем услугу "Нормализация справочников" по следующему плану мероприятий:
- Организация виртуальных рабочих мест для специалистов, участвующих в процессе в виде профилей операционной системы сервера RDS.
- Подготовка тестовой зоны.
- Добавление тестового кластера «1С:Предприятие 8».
- Добавление копий информационных баз для разработки процедур нормализации справочников и проведения репетиций.
- Разработка и формализация методологий ведения единых справочников.
- Разработка процедур нормализации, набор внешних обработок и вспомогательных отчётов.
- Проведение репетиций по нормализации справочников.
- Разработка чек-листов нормализации справочников.
- Определение даты и срока выполнения нормализации в рабочих информационных базах.
- Выполнение нормализации.
- Разработка регламентов по управлению справочниками и сопутствующей НСИ.
- Разработка механизма ограничения редактирования справочников в конфигурациях рабочих баз.
- Разработка / доработка конфигурации мастер-базы.
- Разработка, настройка транспорта обмена (веб-сервисы или 1С:Шина)
Мастер-база
В качестве мастер-базы можно использовать варианты:
1. Тиражное типовое/отраслевое MDM-решение на базе 1С:Предприятие 8 (при наличии)
2. Конфигурация со справочниками Номенклатура, Контрагенты и ряд сопутствующих справочников, реализованная конкретно под данную задачу на базе Библиотеки стандартных подсистем (БСП). БСП уже обеспечивает всю инфраструктуру пользователей, обменов, типовых обработок, потребуется только дописать нужные справочники и синхронизацию с рабочими базами.
Транспорт обмена
В качестве интеграционного решения обмена данными предлагаем один из вариантов:
1. Веб-сервисы. В конфигурациях рабочих баз добавляются веб-сервисы по загрузке и изменению элементов справочников Номенклатура, Контрагенты и ряд сопутствующих. В мастер-базе при добавлении/редактировании элементов справочников эти веб-сервисы будут вызываться.
2. «1С:Шина». Приобретение программного продукта, разработка и настройка обмена между мастер-базой и рабочими базами.
Этапы обработки данных
1. Первичная обработка в рабочих базах* (в данном случае под рабочими базами подразумеваются базы с рабочими конфигурациями и актуальными данными. Разумеется, сначала будет производиться репетиция на копиях).
Заполнение недостающих реквизитов по разработанному классификатору. Удаление помеченных объектов. Объединение дублей.
2. Сопоставление элементов в обмене.
Приведение элементов всех баз к единому списку с одинаковыми уникальными идентификаторами. Если это невозможно, то добавление отдельных реквизитов с идентификаторами, которые заполнить единоразово по полям поиска, а дальше сопоставлять только по идентификаторам.
3. Выгрузка всех данных в мастер-базу, вторичная обработка данных — сравнение, дозаполнение реквизитов, выявление дублей.
4. Включение регулярного обмена между мастер-базой и рабочими базами.
Нормализация справочника "Номенклатура"
Номенклатура. Этап 1
1.1. Анализ внутренних бизнес-процессов по ведению НСИ – наличие регламентов, инструкций, системных ограничений.
1.2. Первичный автоматизированный анализ номенклатуры (выполняется программной обработкой) с целью определить востребованные и используемые позиции по критериям:
- Наличие в остатках на складах
- Наличие в оборотах учетных регистров за согласованный период актуальности*
- Наличие в планах закупок, продаж, производства и т.д.
- Наличие в действующих ресурсных спецификациях
- Наличие в установках цен в периоде актуальности
- Вновь созданные в период актуальности
*период актуальности – глубина анализа исторических данных.
В результате получим выборку актуальных позиций, подлежащих нормализации в первую очередь.
1.3. Автоматическое определение всех существующих в системе дублирующихся позиций по полному соответствию наименований, а также согласованным признакам неполного соответствия. Из списка дублей к замене исключается номенклатура, у которой в результате обработки поменяются признаки ведения учета по характеристикам, сериям и проч.
В качестве замещающих позиций в приоритете подбираются позиции из выборки п.1.2.
Замена дублей осуществляется внешней обработкой поиска и замены значений. Не используется типовой поиск и замена дублей.
Номенклатура. Этап 2
2.1. Разработка методологии ведения единого справочника:
- Классификация стандартизированная - нормализация позиций под общие требования, которые будут удобны при взаимодействии с контрагентами.
- Классификация внутренняя, формализация признаков внутренней классификации.
- Классификации внутренняя для разных отделов предприятия.
- Состав дополнительных реквизитов и свойств.
- Шаблоны наименований – генерация наименований номенклатуры на основе реквизитов и свойств, исключение ручного ввода наименований.
- Иерархия структуры справочника.
Определение и описание взаимосвязей значений реквизитов и свойств, влияние на доступность, заполнение значений по-умолчанию и т.п.
2.2. Нормализация номенклатуры.
- Определение возможности и описание критериев автоматического заполнения реквизитов и свойств. Автоматическая обработка позиций по заданным критериям.
- Полуавтоматическая обработка – ручное приведение позиции к состоянию автоматического дозаполнения.
- Ручная обработка. Результаты ручной обработки в тестовых базах сохраняются и переносятся в рабочие.
Номенклатура. Этап 3
Нормализация связанных справочников: характеристики, серии, единицы измерения и упаковки. Cвязанные справочники при объединении дублей станут привязанными к одному элементу и, возможно, тоже потребуют объединения.
Нормализация справочника "Контрагенты"
Контрагенты. Этап 1
1.1. Анализ внутренних бизнес-процессов по ведению справочника контрагенты – наличие регламентов, инструкций, системных ограничений.
1.2. Первичный автоматизированный анализ контрагентов (выполняется программной обработкой) с целью определить востребованные и используемые позиции по критериям:
- Наличие остатков по взаиморасчетам
- Наличие в оборотах учетных регистров за согласованный период актуальности
- Наличие в планах закупок, продаж
- Вновь созданные в период актуальности
1.3. Автоматическое определение всех существующих в системе дублирующихся позиций по полному соответствию ИНН и КПП и/или по наименованию, если ИНН и/или КПП не заполнен.
Определение критериев основного партнера при замене дублей контрагентов разных партнеров. Объединение данных партнеров.
Анализ и исключение из списка дублей контрагентов, которых нельзя объединять по причине изменения остатков взаиморасчетов в старых периодах при суммировании.
В качестве замещающих позиций в приоритете подбираются позиции из выборки п.1.2.
Замена дублей осуществляется внешней обработкой поиска и замены значений. Не используется типовой поиск и замена дублей.
Контрагенты. Этап 2
2.1. Разработка методологии ведения единого справочника:
- Стандартизация заполнения наименований контрагентов и партнеров
- Состав дополнительных реквизитов и свойств
- Иерархия элементов Партнер-Контрагент
2.2. Нормализация контрагентов.
Приведение наименований к согласованному стандарту.
Контрагенты. Этап 3
Нормализация связанных справочников: договоры, банковские счета. Cвязанные справочники при объединении дублей станут привязанными к одному элементу и, возможно, тоже потребуют объединения.